1 Пояснительная записка к учебному плану Базисный учебный План МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Письмом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду». Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Образовательной программы МАДОУ «Симфония» г. Перми Учебный план МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми разработан на основе: Парциальных программ: 1).Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева; 2). Программа «Умные пальчики» И.А.Лыкова; 3). Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки» И.А.Лыкова; 4). Программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова; 5). Программа «Ладушки» Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Региональных программ: 1). Программа социально-коммуникативного развития дошкольников «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко; 2). Программа «Будь здоров, дошкольник!» Токаева Т.Э. В МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми функционируют 22 группы общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 7 лет: I младшая группа – 5 (1 – с 12-ти- часовым пребыванием, 1- с 4х-часовым пребыванием); II младшая группа – 4; 2 средняя группа - 4 старшая группа - 4 подготовительная группа - 5. Содержание программы обеспечивает разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в ДОУ, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы. Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально – коммуникативная; познавательная; речевая; художественно – эстетическая; физическое развитие. Основными задачами учебного плана являются: 1) регулирование объема образовательной нагрузки; 2) реализация ФГОС ДО в содержании и организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ; 3) обеспечение углубленной работы по приоритетному направлению деятельности ДОУ; 4) обеспечение единства федерального и регионального компонентов. Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - ФОП). В структуре учебного плана обязательная часть составляет 60% от общего объема программы, где осуществляется комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих областях и 40% - вариативная часть, которая формируется участниками образовательных отношений с учетом их возраста и индивидуальных особенностей детей. Учебный план рассчитан на 22 группы общеразвивающей направленности для детей с 1,5 до 8 лет. Вся психолого-педагогическая работа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей и их индивидуальных особенностей. Совместная деятельность детей, с педагогами включающая в себя образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательную деятельность (НОД) выносится то содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно, где необходимо совместное рассматривание, обсуждение, помощь в осознании и обобщении увиденного, в освоении нового способа действий. Продолжительность НОД (занятий): - для детей от 1,5 до 3 лет: Всего 10 занятий в неделю по 10 мин, с перерывом между занятиями 10 мин. - для детей с 3 лет до 4 лет: Всего 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин, с перерывом между ними 10 мин. - для детей с 4 лет до 5 лет: Всего 10 занятий в неделю по 20 мин., с перерывом между ними 10 мин. - для детей с 5 лет до 6 лет: Всего 13 занятий в неделю по 25 мин., с перерывом между ними 10 мин. - для детей с 6 лет до 7 лет: Всего 10 занятий в неделю по 30 мин., с перерывом между ними 10 мин. В структуре учебного плана МАДОУ выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть, реализуемая через региональный компонент. 3 Реализация учебного плана предполагает обязательный учѐт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимают не менее 50% общего времени НОД. В целях полной реализации воспитательно-образовательного процесса включены парциальные программы. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Программа обеспечивает развитие нагляднообразного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Атмосфера детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности и проявлению фантазии. Выпускник детского сада способен самостоятельно решать доступные познавательные задачи, осознанно использует разные способы и приемы познания, проявляет интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, имеет опыт успешной творческой деятельности. Для реализации образовательных задач воспитателями составлено календарнотематическое планирование на каждую возрастную группу. Одной из форм обучения являются занятия, на которых широко используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал. В дошкольных группах занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая. В середине года (январь) для детей организовываются недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно-образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальную, спортивную, изобразительную). В летнее время занятия проводятся только художественно-эстетической направленности (музыка, изобразительная деятельность) и физической направленности (физическая культура). Реализация ОП осуществляется за счѐт увеличения продолжительности прогулок, проведения спортивных мероприятий, подвижных игр, наблюдений, бесед и других видов организации детской деятельности. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Вариативная часть учебного плана или часть, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МАДОУ «Симфония», а также реализует приоритетные направления развития системы дошкольного образования города Перми, а именно подпрограммы «Роботроник/Цифра» (старший дошкольный возраст), «Речевик», «Событийность» (старший дошкольный возраст), «ПрофиКОП» (средние, старшие и подготовительные группы), а также реализуется муниципальный проект МЭО (мобильное электронное образование) в подготовительных группах ДОУ. В соответствии с Программой План охватывает следующие структурные единицы, представляющие определѐнные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): * ОД – образовательная деятельность. 4 Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Образова Содержание образовательного процесса по освоению образовательных тельные областей области Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: - двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Социально-коммуникативное развитие направлено на - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 5 Художественноэстетическое развитие - формирование звуковой аналитико-синтетической предпосылки обучения грамоте. активности как Художественно-эстетическое развитие предполагает - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 6 Базисный учебный план МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми на 2024-2025 учебный год 1. 1.1 Базовая часть (инвариантная) (обязательная 60%) Базовые Образовательная образовательны деятельность е области (занятия) Познавательное развитие Окружающий мир Природа Математические представления 1.2 1.4 Подготови тельная группа 2 1 Количество занятий в неделю 2 2 2 3 1 1 1 1 1 1 Череду ются между собой Череду ются между Сенсорные эталоны и собой познавательные действия (экспериментирование) Речевое развитие Речевое развитие Череду (формирование словаря, ются звуковая культура речи, между грамматический строй речи, собой связная речь) Подготовка к обучению грамоте 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 В ходе режимных процессов Социально-коммуникативное развитие Социальные отношения Ежедневно, через взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности 1 раз в неделю как культурная практика В ходе режимных процессов через взаимодействие взрослого с детьми Трудовое воспитание Формирование безопасного поведения Формирование основ гражданственности и патриотизма Художественно-эстетическое 4 развитие Приобщение к искусству Старшая группа II Млад шая Художественная литература 1.3 Средняя группа I Млад шая 4 4 4 4 Ежедневно, через взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности 7 Изобразительная рисование деятельность: 1 Изобразительная деятельность: лепка Изобразительная деятельность: аппликация Изобразительная деятельность: народное декоративно-прикладное искусство 1 1 1 1 Череду ются между собой 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Череду ются между собой В ходе режим ных процес сов В ходе режим ных процес сов В ходе 0,5 режимн ых процесс ов 0,5 0,5 Изобразительная деятельность: прикладное творчество Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность Театрализованная деятельность 1 1 2 2 Физическое развитие Формирование основ ЗОЖ - Подвижные игры На прогулке и во время режимных процессов Физическая культура 3 3 3 3 3 ИТОГО: 10 10 11 12 14 - - 1 1 - - 1 1 2. Вариативная часть ДОО ) 40% 2.1 Краткосрочные практики, в направленности - - - - (формируемая образовательные т.ч. технической Реализация парциальных «Цифра», «Событийность» 2.2 В ходе 1 режим ных процес сов 2 2 В ходе режимных процессов и через организацию культурных практик Через организацию культурных практик 1 раз в месяц 3 3 3 3 3 Культурно-досуговая деятельность 1.5 В ходе режим ных процес сов 2 0,5 программ Программа дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с 8 увлечением» 2.3 Подпрограмма «Музыкальные Через организацию культурных практик 1 раз в месяц и в ходе режимных процессов через тематические недели» взаимодействие взрослого с детьми Итого 14 15 9