Учебный план 2023

1

Пояснительная записка к учебному плану
Базисный учебный План МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми разработан в
соответствии с:
- федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028),
-федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955).
‒ Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒ распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373);
‒ Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28);
‒ Уставом МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми;
‒ Программой развития МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми.
- Основной общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми
Учебный план МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми разработан на основе:
Комплексной программы

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей
раннего и дошкольного возраста «Истоки»/ под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Парциальных программ:
1).Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного
возраста» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева;
2). Программа «Умные пальчики» И.А.Лыкова;
3). Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки»
И.А.Лыкова;
4). Программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова;
5). Программа «Ладушки» Каплунова И.М., Новооскольцева И.А.
Региональных программ:
1). Программа «Пермский край - наш родной край» Федотова С.Н.
2). Программа «Будь здоров, дошкольник!» Токаева Т.Э.
В МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми функционируют 22 группы общеразвивающей
направленности для детей от 1,5 до 7 лет:

Ясли – 4 (3 – с 12-ти- часовым пребыванием, 1- с 4х-часовым пребыванием)

II младшая группа – 3

средняя группа - 4
2


старшая группа - 5

подготовительная группа - 6.
Содержание программы обеспечивает разностороннее и целостное формирование физических,
интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы
организации жизни и деятельности детей в ДОУ, содержание образовательного процесса,
необходимые условия для реализации программы.
Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО:

социально – коммуникативная;

познавательная;

речевая;

художественно – эстетическая;

физическое развитие.
Основными задачами учебного плана являются:
1) регулирование объема образовательной нагрузки;
2) реализация ФГОС ДО в содержании и организации воспитательно – образовательного
процесса в ДОУ;
3) обеспечение углубленной работы по приоритетному направлению деятельности ДОУ;
4) обеспечение единства федерального и регионального компонентов.
Учебный план составлен в соответствии с примерной образовательной программой
дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой. В структуре учебного
плана обязательная часть составляет 60% от общего объема программы «Истоки», где
осуществляется комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих
областях и 40% - которая формируется участниками образовательных отношений с учетом их
возраста и индивидуальных особенностей детей.
Учебный план рассчитан на 22 группы общеразвивающей направленности для детей с 1,5
до 8 лет. Вся психолого-педагогическая работа строится с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастом детей и их индивидуальных особенностей.
Совместная деятельность детей, с педагогами включающая в себя образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности,
в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
В непосредственно образовательную деятельность (НОД) выносится то содержание,
которое дети не могут освоить самостоятельно, где необходимо совместное рассматривание,
обсуждение, помощь в осознании и обобщении увиденного, в освоении нового способа действий.
Продолжительность НОД (занятий):
- для детей от 1,5 до 3 лет: Всего 10 занятий в неделю по 10 мин, с перерывом между занятиями
10 мин.
- для детей с 3 лет до 4 лет: Всего 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин, с перерывом между ними
10 мин.
- для детей с 4 лет до 5 лет: Всего 10 занятий в неделю по 20 мин., с перерывом между ними 10
мин.
- для детей с 5 лет до 6 лет: Всего 13 занятий в неделю по 25 мин., с перерывом между ними 10
мин.
- для детей с 6 лет до 7 лет: Всего 10 занятий в неделю по 30 мин., с перерывом между ними 10
мин.
В структуре учебного плана МАДОУ выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая
через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть,
реализуемая через региональный компонент.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
3

Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимают не менее
50% общего времени НОД.
В целях полной реализации воспитательно-образовательного процесса включены
парциальные программы. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии
его активного взаимодействия с миром. Программа обеспечивает развитие наглядно-образного
мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать
воображение, желание включаться в творческую деятельность. Атмосфера детского сада
насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности
и проявлению фантазии. Выпускник детского сада способен самостоятельно решать доступные
познавательные задачи, осознанно использует разные способы и приемы познания, проявляет
интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, имеет опыт успешной
творческой деятельности.
Для реализации образовательных задач воспитателями составлено календарнотематическое планирование на каждую возрастную группу по разделам программы «Истоки».
Одной из форм обучения являются занятия, на которых широко используются
дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы,
раздаточный материал. В дошкольных группах занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая. В
середине года (январь) для детей организовываются недельные каникулы, во время которых
проводят непосредственно-образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного
цикла
(музыкальную, спортивную, изобразительную). В летнее время непосредственно
образовательная деятельность не проводится, реализация ООП осуществляется за счёт
увеличения продолжительности прогулок, проведения спортивных мероприятий, подвижных
игр, наблюдений, бесед и других видов организации детской деятельности.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в
младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и
подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе
режимных проессов, в самостоятельной деятельности детей.
В соответствии с Программой План охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определённые направления развития и образования детей (далее –
образовательные области):
* ОД – образовательная деятельность.

Физическое развитие

Образова Содержание образовательного процесса по освоению образовательных
тельные областей
области
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны),
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
4

Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие

нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Социально-коммуникативное развитие направлено на
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5

Базисный учебный план
МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми
на 2023-2024 учебный год
1.

Базовая часть (инвариантная)
(обязательная 60%)
Базовые
образователь
ные области

I
Млад
шая

Образовательная
деятельность (занятия)

1.1 Познавательное развитие
Окружающий мир

Чередуются
между
собой

II
Млад
шая

Средняя
группа

Старшая
группа

Подготови
тельная
группа

Количество занятий в неделю
2
1

2
1

2
1

2
1

3
1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

Природа
Чередуются
Математические
между
представления
собой
Сенсорные
эталоны
и
познавательные
действия
(экспериментирование)

1.2 Речевое развитие
Речевое
развитие Чередуются
(формирование
словаря, между собой
звуковая культура речи,
грамматический строй речи,
связная речь)
Подготовка к обучению
грамоте
Художественная литература
1.3 Социально-коммуникативное развитие
Социальные отношения
Трудовое воспитание
Формирование безопасного поведения
Формирование основ гражданственности и
патриотизма
1.4 Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству
Изобразительная деятельность: рисование
Чередуются
Изобразительная
между
деятельность: лепка
собой
Изобразительная
деятельность: аппликация

В ходе режимных процессов
Ежедневно, через взаимодействие взрослого с детьми
в различных видах деятельности
1 раз в нед. как культурная практика
В ходе режимных процессов через взаимодействие
взрослого с детьми

4
4
5
6
6
Ежедневно, через взаимодействие взрослого с детьми
в различных видах деятельности
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6

Чередуются
Изобразительная
деятельность:
народное между
собой
декоративно-прикладное
искусство
Изобразительная
деятельность:
прикладное
творчество
Конструктивная деятельность

В
ходе
режимных
процессов

Музыкальная деятельность
Театрализованная деятельность

2
2
2
2
2
В ходе режимных процессов и через организацию
культурных практик
Через организацию культурных практик 1 раз в месяц

Культурно-досуговая деятельность

В
ходе
режимных
процессов

1.5 Физическое развитие

2.

В
ходе
режимных
процессов

В
ходе
режимных
процессов

В
ходе
режимных
процессов

3

1

3

3

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

3

3

Формирование основ ЗОЖ

-

Подвижные игры

На прогулке и во время режимных процессов

-

-

-

-

Физическая культура

3

3

3

3

3

ИТОГО:

10

10

11

12

14

Вариативная часть
(формируемая ДОО ) 40%

образовательные 2.1 Краткосрочные
практики,
в
т.ч.
технической
направленности и ПрофиКОП
Реализация
парциальных
«Цифра», «Событийность»

Итого

-

1

1

-

-

1

1

программ

2.2 Программа дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с увлечением»
2.3 Подпрограмма
тематические недели»

-

«Музыкальные

Через организацию культурных практик 1 раз в месяц
и в ходе режимных процессов через взаимодействие
взрослого с детьми
14

15

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (342)250-49-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».